Рождественские чтения

Состоялось пленарное заседание IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»

 

13 января 2014 года в Дворце творчества детей и молодежи (ул. Минаева, 50) состоялось пленарное заседание IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее».

Выступление Митрополита Прокла

Сначала прозвучал Рождественский тропарь. После молитвы митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл поздравил участников пленарного заседания с Рождеством Христовым и благословил начало Рождественских чтений, посвященных 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

 

Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области – Министр внутренней политики Ульяновской области Сычёв Михаил Алексеевич зачитал приветствие Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова с пожеланиями плодотворной работы.

В начале Чтений состоялось награждение наиболее отличившихся клириков и мирян архиерейскими грамотами за плодотворную работу на ниве духовного просвещения на Симбирской земле.

Архиерейской грамотой был награждён председатель Симбирского центра православной культуры Макаров Денис Владимирович.

Награждённые Митрополичьими грамотами

С докладом «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее» выступил кандидат богословия, секретарь Ученого совета Московской Духовной Академии игумен Адриан (Пашин). Затем с докладом «Будущее российской семьи» выступил кандидат богословия, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдом Московской области, председатель приходского общества трезвости протоиерей Илия Шугаев.

пашин адриан

Вопросам возрождения духовности силами гражданского общества было посвящено выступление председателя ульяновской региональной общественной организации «Симбирский Центр православной культуры» Дениса Владимировича Макарова.

Председатель общественной организации «Союз православных женщин» Галина Викторовна Смолянкина выступила с докладом «Возрождение русской традиции милосердия и благотворительности».

смолянкина

Затем участники пленарного заседания ‑ работники образования, здравоохранения, социальной сферы, правоохранительных органов, представители общественных организаций, священнослужители, – продолжили работу в секциях по направлениям: «Просвещение и нравственность: воспитание детей и молодежи», «Духовность и медицина», «Семья в ХХI веке», «Православие и молодежь», «Церковь и армия. Роль духовности в формировании воина-патриота», «Органы правопорядка и нравственность», «Гражданское общество и православие», «Воскресные школы».

Зал был полон. Даже приставных стульев не хватило.

В рамках Рождественских чтений губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым и митрополитом Симбирским и Новоспасским Проклом подписан план совместных мероприятий Правительства Ульяновской области и Симбирской митрополии Русской Православной Церкви, приуроченных к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

На секции «Светом души возродимся», посвященной проблемам духовно-нравственного образования и воспитания было проведено награждение победителей и призёров регионального этапа окружного педагогического конкурса «Серафимовский учитель».

Награждение учителей. Серафимовский учитель

При подготовке статьи были использованы материалы сайта:

http://simbirsk-mitropolia.ru/newses/news/?ID=5127

 

выступление Макарова Д.В.

Макаров Д.В.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ НА СИМБИРСКОЙ ЗЕМЛЕ
СИЛАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Макаров Д.В.

В настоящее время для возрождения духовности и развития православной культуры, осуществляемых гражданскими и религиозными организациями, особую ценность приобретает общественная инициатива.
За последние двадцать лет, отмеченные в России процессом возрождения духовно-нравственных традиций Православия, в обществе возросло и окрепло новое поколение христиан. В основном, это люди, пришедшие к вере в зрелом возрасте, опытно испытавшие в своей судьбе духовное преображение, связанное с приобщением к церковной практике. Конечно, пока это только «малое стадо».

В широких слоях общества, хотя тоже отмечается рост религиозности около 80% Россиян называют себя православными), к сожалению, преобладающее положение занимает массовая культура, а религиозность, к сожалению, зачастую, принимает языческие черты.

В такой ситуации, хочется надеется, что «малое стадо» воцерковлённых и знакомых со святоотеческой литературой христиан не останется одно, само по себе, не замкнётся в своей среде, а начнёт в меру сил делиться с другими, станет «малой закваской», способной заквасить «всё тесто». И местом приложения подобной работы может стать уже не только приходская жизнь, но и гражданское общество, деятельность в православных общественных организациях, предназначение которых – быть открытыми к обществу.

Радость вызывает то, что такие объединения создаются сейчас не только в Столице, а в Провинции, например, в Симбирске-Ульяновске за последние три года создано несколько православных организаций. Это, например, «Союз православных женщин», «Русский дом», «Симбирский союз православных предпринимателей», «Симбирская губернская община», несколько молодёжных православных клубов, в том числе Интернет-проект «Батюшки-онлайн», а также, созданный в 2013 году «Симбирский центр православной культуры». Это говорит о жизнеспособности региональной православной культуры и показывает рост общественной активности мирян.

Подобная работа может внести существенный вклад в духовное развитие регионов, в объединение всех здоровых сил общества. И несомненно, что данная активность должна быть организована, а не хаотична. В связи с этим возникают вопросы об основных принципах и направлениях работы подобных движений.

Как известно, Православие несет в себе идеи единства и мира. Это, прежде всего, единство всех христиан, которые становятся друг для друга – «братьями и сёстрами», а также это утверждение мирного сосуществования со всеми иными традициями и народами, выраженное в призыве – любить всех, в том числе и врагов, и молиться за всех.

В тоже время Православие на Руси всегда являлось одной из самых крепких основ и опор государства. Так было и во времена Куликовской битвы, и в Смутное время, и даже в трудные годы Великой Отечественной войны. В эти суровые времена Церковь, несмотря на страшные репрессии 1937-38 годов, бросила все силы на молитвенный подвиг и на сбор средств для фронта, для Победы. Кстати сказать, Московский Патриархат в это время (с 1941 по 1943 годы) находился в Ульяновске.

Поэтому сейчас, когда перед государством стоит задача: удержать страну и общество от нравственного распада, от духовной и культурной деградации, поддержка православных общественных инициатив является чрезвычайно актуальным делом.

Культура Новой России, не успев сформироваться, сразу оказалась в кризисе. В конце 1980-х годов, действительно, началось возрождение, в том числе и возрождение Православия. Но, перестройка, посулив надежду, произвела очередную подмену, и вместо возрождения традиционной духовной культуры обществу была навязана «рыночная» массовая культура, скроенная по западным образцам.

Поэтому сегодня – в подавляющем большинстве произведений (самого разного уровня: от литературы до телесериалов) – доминируют либо низменные инстинкты, либо коммерческое начало. И даже у весьма интересных, на первый взгляд, авторов (не буду называть фамилий) отсутствуют чёткие нравственные понятия, а в прозе известных современных писателей можно вдруг встретить нецензурные выражения.

В результате за последние двадцать лет в российском обществе наметилась новая драматическая поляризация. С одной стороны, в небольшой части общества начался процесс возрождения традиционной духовной культуры, с другой, в широких его слоях еще более активно, чем в предыдущие эпохи, продолжается отдаление от неё.

Однако, по данным Института социологии РАН: 79% населения РФ – считают себя православными. Это говорит о том, что в глубине народной души все же сохраняются неясные образы высшего идеала, связанные с Христианством.

Но не все сразу смогут пойти в церковь. И не ко всем церковь придёт сама (наши пастыри не ходят по домам, как «свидетели Иеговы»). Необходимо, чтобы именно культура, построенная на христианских принципах, а так на Руси было всегда, пришла к людям через журналы и газеты, через телевидение, радио, через изобразительное искусство и музыку, через архитектуру и т.д. И чтобы каждый человек знал, куда ему можно прийти, чтобы приобщится к этой традиции.

В связи с этим определяются актуальность и направления работы Симбирского Центра Православной культуры.

Во-первых, задача христианского образования и воспитания жителей региона. Необходимо последовательное просвещение населения, необходима единая государственная стратегия духовно-нравственного развития.

Сюда же относится разработка проблемы национальной и региональной идентичности, а также реабилитация «провинциальной» жизни, в которой достигается гармония духа и плоти, мира природы и культуры, экологии и

технологии. В этом же контексте СЦПК предлагает своё (традиционное для Православия) видение Русской идеи – как идеи единства народов России. Эта тема может стать основой для научного межконфессионального и межрелигиозного диалога, в том числе для проведения научных исследований и конференций.

Во-вторых, это работа в области возрождения семейных традиций и стабилизации демографической ситуации. Семья является основой общества. Здоровая семья – здоровое общество. Поэтому в ЦЕНТРЕ разрабатывается концепция Семейного клуба, где можно было бы приобщаться к лучшему опыту семейной жизни и семейного воспитания.

В-третьих, это социальные проекты, придающие работе центра целеориентированный характер. Проектами будет охвачен весь спектр деятельности нашей организации. Кроме того, мы осознаем, что работать в таких сложных сферах, как культура, духовность, нравственность, просвещение, невозможно в одиночку, именно поэтому мы планируем в первую очередь заручиться поддержкой как коллег общественников, так и органов государственной власти разного уровня, а также бизнеса.

В-четвёртых, важнейшее, можно сказать, базовое направление – восстановление исторической памяти и – насколько это возможно – архитектурного облика Симбирска-Ульяновска, особенно пострадавшего в советское время. В частности территории Спасского женского монастыря, где базируется СЦПК.

Исходя из вышесказанного, главную задачу православных общественных организаций можно представить как обращение к Свету Разума и Православной культуре, освещение всей своей жизни и деятельности (в том числе социального служения и патриотического воспитания) изнутри новым смыслом. Это может стать началом движения Преображения.

В заключение хочется сказать, что русский человек так и не отдал всего сердца утопической идее построения Рая на земле. В русской духовной культуре, на уровне подсознательной традиции, остается представление о

том, что есть нечто высшее и большее, чем просто сытость, достаток, и так называемое мещанское счастье. И поэтому россиянин, даже утратив стремление к Царству Небесному в ХХ веке, всегда был готов терпеть неудобства своего времени – ради высших целей, в которых он видел отблеск высшего идеала. Поэтому так ценны сегодня эти инициативы нашего общества, Церкви, власти и всех неравнодушных граждан.

(57)

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели