Задачи и направления СЦПК

 

Без имени-111

Основные задачи и направления работы

Симбирского Центра Православной культуры

В современном российском обществе, несомненно, существует социальный заказ на возрождение русской православной культуры. И скорее, даже не на возрождение, а на воссоздание. Ибо в ХХ веке (а начало кризисных явлений надо искать гораздо ранее) разорвалась живая христианская традиция, нарушилась преемственность, прервался процесс духовного и культурного воспроизводства. Несомненно, эти разрушительные процессы коснулись не только русской традиционной православной культуры, пострадали также и все другие народные культуры и традиции. И сейчас мы видим вокруг нас (в лице наших Республик-соседей) разнообразные более-менее успешные проекты возрождения.

Положение меньшинства (национального, религиозного, какого-либо другого) имеет свои особенности и преимущества. Во-первых, позволяет осознать свою уникальность на фоне базового большинства (нации, религии, и т.д.) и, обратившись к своим культурным корням, осуществить самоидентификацию. Во-вторых,  срабатывает закон ценности «земляка на чужбине»,  который создаёт прекрасные предпосылки для объединения в землячество, диаспору. В результате, даже в нашем регионе, мы видим целый ряд национально-культурных диаспор, центров, поддерживающих и развивающих свою культуру, тем более эти процессы виднее в столице и других крупных городах.

Основные же государственные культурные центры (дворцы культуры, дома творчества и т.п.), ведомства и организации по своей природе (так как государство отделено от Церкви) у нас являются  – в  культурной ориентации – универсальными, всеядными, в результате – безликими. Конечно, может сыграть роль личность руководителя организации, кружка или объединения, но это зачастую представляет собой ещё более опасные крайности субъективизма.

Таким образом, традиционная русская – православная по духу – культура оказывается практически не представленной в современном культурном процессе, ютится на задворках. И русский народ со своей тысячелетней культурой становиться не больше, чем благоприятной средой обитания для других. Национальное, русское культурное начало остаётся нелокализованным, растворённым, не-собранным, как рассыпавшийся на отдельные прутья крепкий когда-то пучок.  Сила может проявиться только в единстве, однако мы прозябаем в бездействии или в погоне за призраками (ложными ценностями) современной западной массовой культуры, не знаем либо стыдимся своих традиций, которые, на самом деле, являются высшим Светом, высшей Правдой и Красотой, подлинным Бытием.

Как  всем хорошо известно, Православие изначально стало одной из самых крепких основ Государства Российского. Оно доказало свою жизнеспособность, а также духовную, нравственную и социальную значимость во время всех суровых испытаний, выпавших на долю русской истории.  В современном обществе, начиная с середины 1980-х годов,  наблюдается устойчивый рост интереса к Православию. Одно из последних исследований ВЦИОМ показало, что около 79% населения РФ считают себя православными христианами. Но при этом, конечно, нельзя не учитывать и другой статистики: в то же время около 67 % процентов женщин и 4% мужчин в РФ обращаются за решением своих проблем (физических и духовных) не только в больницу и Церковь, но и к различным колдунам, целителям, так называемым экстрасенсам и т.п. Широкое распространение получили в последние годы всевозможные секты и нетрадиционные религии.

То есть на фоне широкого интереса к Православию процветают ужасающая духовная безграмотность, тёмные суеверия, магизм, мистицизм, шаманизм.

В связи с вышесказанным создание центра православной культуры в Симбирске-Ульяновске является актуальной задачей. Данное объединение может стать действительным центром концентрации творческих сил православных мирян, то есть большинства непосредственных членов Русской Православной Церкви.

Какие задачи будут стоять перед Центром православной культуры?

И на каких принципах он должен создаваться?

Ключевым принципом работы Центра должна стать  – не-формальность: деятельности и общения. 

Одной из ключевых проблем современности является проблема формализации деятельности. В свою очередь она развивается на фоне другой, ещё более глобальной проблемы – подмены (подделки) ценностей.  Не-формальность настраивает человека на прорыв (возвращение, воскресение) из «виртуальности»  последних десятилетий духовного застоя к действительности. Что предполагает устремление к подлинным ценностям (духовным, нравственным, эстетическим, социальным и т.д.), а также  к неформальному общению. Главное в не-формальности – это постараться освободиться от духа времени, производящего дешёвые подделки, суррогаты, бесконечные формальные мероприятия, якобы направленные на благие цели, а в действительности лишь служащие созданию имиджа или обогащению. Пора начинать возвращение к действительности. Неизвестно удастся ли нам это, но, думаю, предпринять такую попытку следует.

Следующим важнейшим принципом нового объединения должен быть творческий диалог, который в перспективе может перерасти в триалог, а затем и в полилог.

Прежде всего, это д.б. диалог внутри православного мира о современных проблемах и достижениях православного бытия, православной культуры, образа жизни и т.д. Здесь, при соответствующей и адекватной поддержке государства, открывается простор для разноплановой, многосторонней деятельности: исследовательской, художественной, просветительской, образовательной, реабилитационной, консультационной, экспертной, выставочной, концертной, конкурсной, паломнической, экскурсионной, музейной и т.д.

По большому счёту, речь идёт о возрождении православной инициативы в различных областях культуры, о поддержке православного направления в современном культурогенезе, определяющем духовный облик главного города нашего региона, в том числе и как Культурной, и как Православной (одной из пяти: наряду с Киевом, Владимиром, Москвой и Санкт-Петербургом)  столицы России.

Во-вторых, возможен  диалог с другими религиозными конфессиями, а также с представителями не-религиозного сознания, исповедующими гуманистические, общечеловеческие ценности.

Этот диалог-триалог-полилог должен быть направлен на поиск объединяющих начал, на консолидацию всех здоровых, творческих сил (порой несправедливо разделённых, а порой и намеренно разделяемых по конфессиональным, национальным, социальным, мировоззренческим и другим признакам)  для построения общества социальной солидарности,  гражданского согласия, взаимопомощи, для укрепления государства перед лицом вызовов современности.

В-третьих, это может быть диалог с людьми не-религиозного сознания, исповедующими гуманистические, общечеловеческие ценности.

Третьим принципом Центра православной культуры должен стать принцип объединения.

Объединение всех представителей вышеуказанных сил и направлений по двум направлениям работы.

Первое – поиск общих проблем (идеология «побега» из региона, проблема отчуждения и одиночества современного человека, проблема смысла жизни.

Второе – поиск общих ценностей (милосердие, взаимопомощь, социальная солидарность, патриотизм).

Таким образом, главная задача Центра православной культуры – обратиться к Свету Разума и Православной культуре, и осветить изнутри свою жизнь новым смыслом. И это может стать началом движения Преображения.

(189)


Перейти к верхней панели