Лекции для учащихся и их родителей о нравственности, основах семейной жизни на примерах 12-ти православных подвижников Симбирского края

ИЗ ДНЕВНИКА ПРОЕКТА «12 ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДВИЖНИКОВ СИМБИРСКОГО КРАЯ» — ПРОЕКТА-ПОБЕДИТЕЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОТКРЫТОГО ГРАНТОВОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА 2015-2016»

в направлении «Образование и воспитание» (УРОО «Симбирский центр православной культуры» г. Ульяновск)

 

О лекциях для учащихся и их родителей

 Заканчиваются лекции для учащихся и их родителей о нравственности, основах семейной жизни на примерах 12-ти православных подвижников Симбирского края. Какой опыт мы получили от общения с учащимися и родителями?

1) Очень большое значение имеет подбор лекторов. Мы благодарим Симбирскую епархию за предоставление блестящих лекторов – протоиерея Виктора Висарова и Дронова Василия Александровича, которые мгновенно установили контакт с аудиторией.

shkola-341

Свои лекции о. Виктор начинал с таких тем, которые волнуют общество и в том числе молодёжную аудиторию, это и трагический конец псковских «Бонни и Клайда» и насаждение чуждых культур и зависимость детей от гаджетов.

«Да, мир меняется, мы никуда не спрячемся от стремительного развития техники, но мы не должны допускать того, что люди разучатся общаться друг с другом, что главными идеалами молодёжи станут образы, навязанные интернетом. Я начинаю лекции с тех тем, которые волнуют меня и вызывают горькое сожаление, что мы не смогли или не успели помочь в той или иной ситуации. Я говорю о Псковской трагедии, где 15 летние подростки не были услышаны родителями, друзьями и совершили большой грех – добровольно ушли из жизни. Я думаю о том, чтобы я мог им сказать и отвести их от совершения греха. И эти слова я говорю перед аудиторией школьников, и пусть Господь поможет мне быть услышанным» — сказал отец Виктор.

Василий Дронов считает: «Разговор о духовно-нравственных основах семьи – не только обсуждение трудностей воспитания, но свидетельство об семейном идеале, к которому нужно восходить. Если человек руководствуется в жизни категориями «как выжить», «как прожить», «каким способом преодолеть», то его дети, никогда не достигнут тех нравственных вершин, к которым их призывает Церковь,  школа и семья. Не хотим бояться своих детей в старости – давайте воспитывать их на национальных традициях, основой которых для русского человека является православие.

shkola-34

Семья это ведь не просто союз двух людей – это союз двух родов, которые объединяются через добровольный союз девушки и юноши, мужчины и женщины, для равного участия в делах земных и небесных. «Нехорошо человеку быть одному» —  объясняет Господь Адаму источник зла. «Я один среди людей» – это метафизическое одиночество — реальность современного мира и преодолевается оно в семье. И если в семье разлад, нет успеха ни в каком начинании.

Полагаю, что религиозное воспитание ребенка должно начинаться с научение его быть благодарным. Г. Честертон в книге «Вечный человек» свидетельствует «Религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Евангелии, а когда мать учит благодарить за вкусно приготовленный обед. Потому как вера – есть удел душ благодарных».  И человек, не наученный благодарить человека, не будет способен благодарить Бога. А суть христианства в Евхаристии – по-гречески «благодарении»- причастии и благодарении Богу-Творцу. Установить контакт с родителями – это значит говорить на темы волнующие их, а это, прежде всего семья, дети и как выжить в этом противоречивом и изменчивом мире и не потерять себя. Тем более поколение нынешних родителей – это дети «перестройки» — времени, когда были низвергнуты коммунистические идеалы, а взамен получили чуждую русскому народу идеологию вседозволенности. На примерах духовно-нравственного подвига истинных христиан, в том числе и подвижников благочестия Симбирского края я рассказываю о роли православия в формировании и сохранении истинных православных ценностей: доброты, уважения к старшим, нравственности, справедливости, патриотизма, об уникальности человеческой личности и смысле и цели жизни человека».

2) Порой педагогический состав школ воспринимает лекции как дополнительную нагрузку-обузу, а не как реальную помощь в формировании личности молодого поколения, но это скорее исключение из правил. Хочется отметить огромную помощь в организации лекций Управления образования Администрации города Ульяновска, многолетнего и надёжного партнёра.

3) Анализ анкет учащихся после проведенных лекций показал, что наши труды не напрасны: учащихся не смущает, что лекции проводит священник, а в некоторых школах священнослужитель уже воспринимается как должное и необходимое лицо на всех праздниках и торжественных мероприятиях и не только. Тем не менее, дети не стесняются в анкетах писать, что они являются атеистами (2 человека из 60-ти человек) или приверженцами другой веры (4 человека из 60-ти человек). Они с интересом воспринимают тему подвижничества, но как продолжение более волнующих их тем и событий современного мира.

4) Аудитория родителей была внимательна и отзывчива, но это полностью заслуга лектора, умеющего заинтересовать и увлечь слушателей. Родители благодарили за то, что они «…теперь знают, что нужно отвечать на вопросы детей о Боге», что лекция дала повод «…задуматься о том, куда мы идём» и просят «…в урочную деятельность включить тему: «Православие в современном Симбирске», а также считают, что лекция «…убедительная и высоконравственная пропаганда семьи» и «…хотелось бы больше узнать на тему: Что есть православная семья, хотелось бы, чтобы эти вопросы обсуждались с учениками 10-11 классов».

Так как мы уже второй год общаемся с родителями учащихся через чтение лекций в школах и видим их неподдельный интерес, считаем, что эту работу надо проводить и дальше. Лекции для учащихся мы проводили впервые, и, получив положительный опыт общения, также продолжим эту деятельность и после реализации проекта.

 

(59)

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели